Как следует из статистики, опубликованной «Арбитраж.ру», только 20% вердиктов по спорам о налоговых доначислениях выносятся в пользу предпринимателей. Судебные органы почти всегда встают на сторону государства, заставляя предпринимателей оплатить «счет», выставленный ФНС по ст. 54.1, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды.
Статья 54.1 Налогового кодекса РФ, регламентирующая критерии необоснованной налоговой выгоды, действует в России с 2017 года. До этого добросовестность налогоплательщиков определяли с помощью постановлений пленума Верховного суда. В качестве критериев, негативно влияющих на репутацию налогоплательщиков, в статье кодекса называется сотрудничество с подозрительными контрагентами, неотражение дохода от реализации товаров (работ, услуг) и др. Изначально планировалось, что норма сработает на благо добросовестных налогоплательщиков и не будет «кошмарить» бизнес, однако на практике принятие статьи привело к увеличению суммы доначисления налогов и росту числа «разборок» бизнеса с ФНС. Это связано с тем, что, опираясь на ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, инспекция полностью отказывает компаниям, пойманным на налоговой выгоде, в любых преференциях по отчислениям в бюджет. Таким образом, уличенные в обогащении за счет налогов компании платят и отчисления, которые они действительно утаили, и компенсируют все предоставленные им вычеты. Наряду с этим в законе есть норма о так называемой «налоговой реконструкции», которая подразумевает доначисление ровно той суммы налогов, которую «сэкономил» плательщик. При ее применении вычеты и прочие преференции, предоставленные компании, остаются в силе, и плательщик не несет дополнительной финансовой нагрузки. Однако на практике этот механизм применяется совсем не часто, что подвергает его справедливой критике. Для совершенствования «налоговой реконструкции» в ст. 54.1 в конце 2019 года были подготовлены поправки, предусматривающие разработку механизма полной налоговой реконструкции. О необходимости их принятия говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, отмечая, что нынешние нормы об определении критериев доначисления, изначально направленные на поддержку бизнеса, носят карательный характер. В свою очередь, глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров уверен, что подобные жалобы бизнеса на работу фискальных органов в рамках действующей с 2017 года ст. 54.1 НК «преувеличены», об этом он заявлял журналистам после расширенной коллегии ведомства в феврале 2020 года. С 2018 по 2020 год включительно арбитражные суды России рассмотрели 378 споров о доначислении налогов. Большая часть исков — 215 документов — была подана в 2020-м. Эксперты подсчитали, что порядка 80% судебных споров о доначислениях налогов заканчиваются в пользу инспекции. При этом решения первых инстанций по налоговым спорам почти всегда оспариваются. В 2019 году апелляционные жалобы были поданы на 144 из 152 вынесенных решений, в 2020-м — на 171 из 205. В 2020 году ФНС выиграла почти 75% этих споров, в 2019-м — порядка 83%.